АНО ДПО "оцтпк И нти" 
Автономная Некоммерческая Организация
Дополнительного Профессионального Образования
" Образовательный Центр Технической Подготовки Кадров
и Научно- Технической Информации"
Назад к списку

"Музыка - детям"                                               курс дополнительного образования.           Занятия начинаются                                         с 01.09.2020 г. по 31.05.2021 гг

 

 Программа дополнительного образования по курсу :"Музыка - детям"


Программа представляет собой цикл концертов и бесед о музыке для детей 5-10 лет. Направленность программы: художественно-эстетическая.

Пояснительная записка:

"Влияние музыки на детей благоприятно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них" (В.Г. Белинский)

По своему происхождению музыка – одно из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения музыкального искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, поэтому способствуют формированию общей культуры детей, развитию личности ребёнка. По словам Д.Б. Кабалевского: "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".Данная программа ориентирована на обучение и развитие детей групп предшкольной, школьного возраста подготовки (возраст 5-10 лет). Количество детей в группе – 5-10 человек. Программа знакомит детей с лучшими образцами классической и современной музыки, её жанрами и выразительными средствами. Межпредметные связи проявляются через взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством. Отличительной особенностью данной программы является использование на занятиях электронных презентаций, что делает встречи с музыкой более интересными и запоминающимися.

Раздел «ПЕНИЕ»:

• формирование у детей певческих умений и навыков;

• обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

• развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

• закрепление навыков естественного звукообразования;

• развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона;

• обучение пению с жестами.

Цель программы: воспитание любви к искусству.

Задачи:

образовательные:

- обеспечить освоение детьми произведений русских и зарубежных композиторов и художников;

 - дать детям начальное представление о жанрах музыки и живописи; 

- расширить словарный запас;

развивающие:

- создать условия для развития восприятия произведений музыки и живописи; 

- способствовать развитию музыкальной памяти, способности анализировать музыкальное произведение, сравнивать, выделять отдельные особенности музыкального языка; 

- способствовать развитию умения рассказывать о настроении музыки и о своих чувствах;

воспитательные:

- создать условия для формирования нравственных качеств и духовных ценностей.

Методы обучения:

1.Создание доброжелательного психологического климата. 

2. Подбор доступных для восприятия произведений музыки и живописи. 

3. Беседа. 

4. Рассказ.

 5. Анализ.

 6. Сравнение. 

7. Стимулирование интереса.

 8. Видео метод.

Средства обучения:

1.Словесные (книги, учебники, Интернет-ресурсы). 

2. Аудиовизуальные (компьютер, музыкальный центр или колонки, мультимедийный проектор, экран). 

3. Синтезатор.

 4. Раздаточные материалы. 

5. Мультимедийные презентации.

Формы обучения:

1.Групповая форма. 

2. Экскурсия. 

3. Концерт. 

4. Конкурс рисунков.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В результате обучения по данной программе у детей должен появиться интерес к слушанию классической музыки. Должно быть развито умение рассказывать о музыке. Будет продолжено формирование таких качеств личности как доброжелательность, сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, жизнелюбие, общительность, открытость миру. У детей должны быть сформированы и развиты навыки культуры поведения в театре, концертном зале.Текущий контроль знаний, умений и навыков будет осуществляться путём наблюдения за детьми в течение занятия. Тематический контроль – после изучения темы путём бесед, викторин.

В конце обучения дети должны знать:

- композиторов П. Чайковского, С. Прокофьева, Е. Крылатова, В. Шаинского и других;

 - жанры искусства (опера, балет, концерт, колыбельная песня, пейзаж, бытовой и сказочный жанры); 

- музыкальные инструменты (фортепиано, струнные инструменты, скрипка, клавесин, челеста, оркестр);

 - понятия (композитор, дирижёр, ёхор, художник, репродукция).

Дети должны уметь:

- высказывать свои впечатления о произведениях музыки и живописи;

 - назвать произведения композиторов и художников;

 - исполнять выученные детские песни. 

Дети должны приобрести навыки:

- слушания музыки; 

- запоминания и узнавания музыки;

 - анализа произведений музыки и живописи; 

- культуры поведения.

Содержание программы:

1.Возникновение фортепиано.

Сборники пьес для фортепиано. "Детский альбом" П. Чайковского. Словарь: "композитор", "фортепиано", "оркестр".Художественный материал: мультфильм "Детский альбом" с музыкой композитора, его портрет, иллюстрации В. Павловой и другие.

2.Детская музыка взрослого человека. 

Сборник "Детская музыка" С. Прокофьева. Окружающий мир глазами детей. Сравнительный анализ сборников Чайковского и Прокофьева.Художественный материал: мультфильм "Прогулка" с музыкой композитора, его портрет, иллюстрации. 

 3.Создание образа лета в произведениях живописи и музыки. 

 Исполнение детских песен про ёлочку. Рисуем на смайликах. Словарь: "художник", "пейзаж", "композитор", "клавесин", "струнные инструменты", "оркестр", "дирижёр", "репродукция".Художественный материал:загадки о лете;репродукции картин - летние вариации о лете. 

 4.Рождественская сказка. 

 Балет П. Чайковского "Щелкунчик". Словарь: "балет", "оркестр", "композитор", "дирижёр", "челеста". "Щелкунчик и мышиный король".Художественный материал: "Танец феи Драже", "Марш", "Битва с мышами", "Вальс цветов".

 5. Всё начинается с МАМЫ.

 Образ мамы в произведениях живописи и музыки. Заранее проводится конкурс рисунков "Пусть всегда будет мама" и оформляется презентация. Исполнение знакомых песен о маме. Словарь: "художник", "композитор", "Мадонна", "Богоматерь", "колыбельная песня".Художественный материал: И. Шевчук "Мамины глаза", Ф. Шуберт "Аве Мария", Е. Крылатов "Колыбельная Медведицы" (фрагмент мультфильма "Умка"), В. Шаинский "Песня Мамонтёнка" (фрагмент мультфильма "Мама для Мамонтёнка"), Ж. Буржоа и Т. Попа "Мама" (финал фильма "Мама"), П. Чайковский "Мама". 

 6.Волшебная шкатулка.

 Путешествие с помощью волшебной шкатулки, где спрятались музыкальные сказки. Музыкальные образы сказочных персонажей. Словарь: "композитор", "балет", "опера", "балерина".Художественный материал: А. Лядов "Музыкальная табакерка", С. Прокофьев "Фея-нищенка и Феи времён года" (балет "Золушка"), М. Глинка "Марш Черномора" (опера "Руслан и Людмила"), П. Чайковский "Кот в сапогах и Белая кошечка" (балет "Спящая красавица"), И. Стравинский "Русская" (балет "Петрушка"). 

7.Музыка нас связала. 

Выставка работ учащихся поделки, рисунки (по мотивам музыкальных произведений).

По окончании обучения выдается сертификат.

ИДЕТ НАБОР (ЗАПИСЬ ) В ГРУППУ